Куликова Анна Евгеньевна (воспитатель)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ « Кризисы в развитиии ребенка»« Кризисы в развитиии ребенка» Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни человека, в течение которых он очень заметно меняется, становиться совсем другим, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве. Личность человека развивается в течение всей жизни. При этом происходит смена периодов: относительно длительных и спокойных (стабильных) и более коротких и бурных (критических). Критические периоды отделяют стабильные друг от друга, являются переходами между ними. Острота протекания кризиса не является однозначно отрицательным показателем хода развития. Напротив, нередко ярко проявляющееся стремление ребенка утвердиться в новом возрастном качестве говорит о том, что в его познавательной и эмоциональной сферах сложились все возрастные новообразования, нужные для дальнейшего развития. И наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, являться свидетельством того, что в развитии не произошло соответствующих возрасту качественных изменений. Нежелательными являются не сами проявления кризисов, а те проблемы, которые возникают в этой связи у родителей и педагогов, если они не в состоянии их разрешить. Сложность заключается в том, что стабильные периоды у детей по сравнению со взрослыми очень коротки. У взрослых межкризисные периоды ( их можно определить обиходными словами «молодость», «зрелость», «старость») измеряются десятками лет. За малую часть такого времени кризисное состояние, каким бы острым оно ни было, обычно успевает стабилизироваться. Проблемы, возникшие в кризисе, как правило разрешаются. Совсем не так у детей. В относительно короткое время (от рождения до поступления в школу) ребенок переживает четыре кризиса и три стабильных периода. Это: кризис новорожденности, младенчество, кризис одного года, раннее детство, кризис трех лет, дошкольное детство, кризис семи лет. Стабильные периоды у детей длятся от нескольких месяцев (младенчество) до 3-4 лет (дошкольный возраст). И следствие такой быстрой смены периодов развития в детстве - это то, что возникшие в одном из кризисов сложности не успевают стабилизироваться к началу следующего. В результате одни проблемы наслаиваются на другие, ломая как ход последующих кризисов, так и стабильные периоды. МЛАДЕНЧЕСТВО кончается кризисом одного года, который у одних детей наступает раньше, у других – позже. Это связано с унаследованными от родителей и уже успевшими сложиться индивидуальными особенностями и темпом развития, а также с условиями жизни. Кризис одного года отделяет младенчество от раннего детства. Чем отличается ребенок раннего детства от малыша? Двумя существенными признаками: он самостоятельно передвигается и разговаривает. Что главное на этой ступени?
КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ имеет следующие симптомы (по Выготскому Л.С.):
Следующие симптомы, описанные Л.С.Выготским. относятся им к симптомам вторичного значения.
КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ возникает на основе возникновения личного сознания. Симптомы:
Возникают трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь не безразлична для внешней, она на нее влияет. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. Здесь тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу. 8 января 2020 в 15:09
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.